• Приглашаем посетить наш сайт
    Герцен (gertsen.lit-info.ru)
  • Cлово "УМ"


    А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y
    Поиск  

    Варианты слова: УМА, УМЕ, УМУ, УМОМ

    1. Комментарии к воспоминаниям
    Входимость: 94. Размер: 209кб.
    2. Ю.Н. Тынянов: Сюжет "Горя от ума"
    Входимость: 65. Размер: 91кб.
    3. Вл. Орлов. Грибоедов
    Входимость: 57. Размер: 53кб.
    4. Иван Александрович Гончаров. Мильон терзаний
    Входимость: 34. Размер: 69кб.
    5. Александр Грибоедов. Его жизнь и литературная деятельность (глава 7)
    Входимость: 34. Размер: 25кб.
    6. Именной указатель к воспоминаниям
    Входимость: 30. Размер: 54кб.
    7. С. А. Фомичев. Личность Грибоедова
    Входимость: 26. Размер: 39кб.
    8. Горе от ума (действие 3)
    Входимость: 23. Размер: 40кб.
    9. К.А. Полевой: "Горе от ума"
    Входимость: 22. Размер: 13кб.
    10. В.Г. Белинский: "Горе от ума". (часть 5)
    Входимость: 18. Размер: 32кб.
    11. Ф. В. Булгарин. Воспоминания о незабвенном Александре Сергеевиче Грибоедове
    Входимость: 18. Размер: 61кб.
    12. Александр Грибоедов. Его жизнь и литературная деятельность (глава 4)
    Входимость: 17. Размер: 27кб.
    13. Алексей Веселовский. Александр Сергеевич Грибоедов
    Входимость: 15. Размер: 39кб.
    14. Д. А. Смирнов. Рассказы об А. С. Грибоедове, записанные со слов его друзей
    Входимость: 15. Размер: 109кб.
    15. В.Г. Белинский: "Горе от ума". (часть 4)
    Входимость: 14. Размер: 30кб.
    16. М. Назаренко. Тынянов о Грибоедове: наука и литература
    Входимость: 14. Размер: 17кб.
    17. А.А. Григорьев: По поводу нового издания старой вещи
    Входимость: 13. Размер: 41кб.
    18. Смерть Вазир-Мухтара (примечания)
    Входимость: 12. Размер: 48кб.
    19. Н. Н. Муравьев-Карский. Из "Записок"
    Входимость: 11. Размер: 81кб.
    20. П. А. Вяземский. Дела иль пустяки давно минувших лет
    Входимость: 11. Размер: 23кб.
    21. Горе от ума
    Входимость: 9. Размер: 27кб.
    22. К. А. Полевой. Из статьи "О жизни и сочинениях А. С. Грибоедова"
    Входимость: 8. Размер: 16кб.
    23. Александр Грибоедов. Его жизнь и литературная деятельность (глава 2)
    Входимость: 8. Размер: 30кб.
    24. Притворная неверность
    Входимость: 7. Размер: 46кб.
    25. С. И. Бегичев. Записка об А. С. Грибоедове
    Входимость: 7. Размер: 20кб.
    26. Д. И. Завалишин. Воспоминания о Грибоедове
    Входимость: 7. Размер: 35кб.
    27. Горе от ума (отрывки из первой редакции)
    Входимость: 7. Размер: 21кб.
    28. Горе от ума (действие 4)
    Входимость: 7. Размер: 29кб.
    29. Горе от ума (действие 2)
    Входимость: 6. Размер: 29кб.
    30. В. К. Кюхельбекер. Из "Дневника"
    Входимость: 6. Размер: 12кб.
    31. Александр Грибоедов. Его жизнь и литературная деятельность (глава 5)
    Входимость: 6. Размер: 34кб.
    32. Пушкин о "Горе от ума" (письмо А. А. Бестужеву и из "Путешествия в Арзрум")
    Входимость: 6. Размер: 8кб.
    33. Смерть Вазир-Мухтара (глава 2)
    Входимость: 5. Размер: 219кб.
    34. Н. В. Шимановский. Арест Грибоедова
    Входимость: 5. Размер: 14кб.
    35. Смерть Вазир-Мухтара (глава 4)
    Входимость: 5. Размер: 104кб.
    36. А. А. Бестужев. Знакомство мое с А. С. Грибоедовым
    Входимость: 5. Размер: 14кб.
    37. Александр Грибоедов. Его жизнь и литературная деятельность (глава 3)
    Входимость: 5. Размер: 25кб.
    38. Студент (действие 3)
    Входимость: 5. Размер: 40кб.
    39. Своя семья, или замужняя невеста (отрывок из комедии)
    Входимость: 5. Размер: 16кб.
    40. Молодые супруги
    Входимость: 4. Размер: 40кб.
    41. Из донесений М. Я. фон Фока
    Входимость: 4. Размер: 7кб.
    42. Смерть Вазир-Мухтара
    Входимость: 4. Размер: 56кб.
    43. Д. В. Давыдов. Из "Записок во время поездки в 1826 году из Москвы в Грузию"
    Входимость: 4. Размер: 27кб.
    44. Критика
    Входимость: 4. Размер: 1кб.
    45. Кто брат, кто сестра, или обман за обманом
    Входимость: 4. Размер: 68кб.
    46. Е. П. Соковнина. Воспоминания о Д. Н. Бегичеве
    Входимость: 4. Размер: 8кб.
    47. В.Г. Белинский: "Горе от ума".
    Входимость: 3. Размер: 39кб.
    48. Отрывок из Гете
    Входимость: 3. Размер: 11кб.
    49. Студент
    Входимость: 3. Размер: 39кб.
    50. Смерть Вазир-Мухтара (глава 7)
    Входимость: 2. Размер: 62кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Комментарии к воспоминаниям
    Входимость: 94. Размер: 209кб.
    Часть текста: археографической комиссией. Издание Архива Главного управления наместника кавказского, т. I-X. Тифлис, 1866-1886. Алфавит - Восстание декабристов. Материалы, т. VIII, Алфавит декабристов. Л., 1925. Арапов - П. Арапов. Летопись русского театра. СПб., 1861. Беседы в ОЛРС - "Беседы в Обществе любителей российской словесности при Московском университете". BE - "Вестник Европы". ВЛ - "Вопросы литературы". Воспоминания - "А. С. Грибоедов в воспоминаниях современников". М., 1929. ГБЛ - Государственная библиотека им. В. И. Ленина (Москва). Рукописный отдел. ГИМ - Государственный исторический музей (Москва). Отдел письменных источников. ГПБ - Государственная Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (Ленинград). Рукописный отдел. ГТБТ - "А. С. Грибоедов. Творчество. Биография. Традиции". Л., 1977. ИВ - "Исторический вестник". ИРЛИ - Институт русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР. Рукописный отдел. ЛП - "Литературное наследство". МТ - "Московский телеграф". Нечкина - М. В. Нечкина....
    2. Ю.Н. Тынянов: Сюжет "Горя от ума"
    Входимость: 65. Размер: 91кб.
    Часть текста: а для массы, остается непонятною". 1 Надеясь в изучении живых исторических остатков прошлого получить верное разрешение вопроса, сделать пьесу понятною для зрителя. Гарусов много лет изучал прототипы действующих лиц. "Даже столичные артисты, у которых еще не изгладились предания об авторе, - писал он, - которые помнят его указания, даже они не в силах до сих пор вполне воссоздать грибоедовских типов, ибо - по большей части изображают карикатуры, а не действовавших тогда лиц... Покойные Щепкин и Орлов составляли единственное исключение, воплощая Фамусова и Скалозуба живьём, ибо знали лиц, прикрытых этими именами, но и они, согласно условиям времени и драматической цензуры, оставляли крупные пробелы". 2 Щепкин писал: "Естественность и истинное чувство необходимы в искусстве, но настолько, насколько допускает общая идея". 3 Еще хуже было с женскими типами. Гарусов писал, что кроме А. М. Каратыгиной в роли Натальи Дмитриевны и Колосовой (в Москве) в роли Лизы "ни прежде, ни теперь ни одна артистка не могла справиться с ролью в комедии менее типичною". 4 Обрекая пьесу на временное, быстро забывающееся понимание, Гарусов опирался на живую речь и характеры прототипов. У этого историка пьесы, требовавшего непосредственного воспроизведения грибоедовской правды изображения, не было будущего, перспективы. В письме к Катенину от января 1825 г., которое является основой грибоедовского понимания пьесы, Грибоедов так ответил на возражение Катенина, что в "Горе от ума" "характеры портретны": "Да! И я, коли не имею таланта Мольера, то по крайней мере чистосердечнее его; портреты и только портреты входят в состав комедии и трагедии..." И непосредственно за этим Грибоедов говорит не о портретах уже, а о типах, о том, что в портретах, "однако, есть черты, свойственные многим другим лицам, а иные всему роду человеческому настолько, насколько каждый человек похож на всех своих двуногих собратий....
    3. Вл. Орлов. Грибоедов
    Входимость: 57. Размер: 53кб.
    Часть текста: поистине всенародную славу. Назовут такое произведение - и каждый сколько-нибудь начитанный человек сразу же скажет: я о чем там идет речь, и какие лица действуют, и даже припомнит какую-нибудь особенно приглянувшуюся ему сцену, какое-нибудь особенно полюбившееся ему изречение. К числу таких наиболее прославленных, действительно народных произведений русской классической литературы принадлежит "Горе от ума" - бессмертное создание Грибоедова. Замечательна и поучительна судьба этой великой комедии. Вот уже сто тридцать пять лет она волнует сердца и умы людей, отдельные словечки и выражения Грибоедова не сходят с языка. Не много можно назвать литературных произведений, которые до наших дней сохранили такую силу жизненности и общественного влияния. Влияние это началось сразу же, как только читающая и мыслящая Россия узнала "Горе от ума". Произошло это накануне восстания декабристов - в 1824 году. "Грому, шуму, восхищению, любопытству конца нет", - так охарактеризовал сам Грибоедов атмосферу дружеского внимания, любви и поддержки, которою окружили комедию и ее автора передовые русские люди двадцатых годов. И с тех пор, на протяжении всего XIX века, комедия Грибоедова безотказно служила делу...
    4. Иван Александрович Гончаров. Мильон терзаний
    Входимость: 34. Размер: 69кб.
    Часть текста: свою эпоху, сам создал другую, породил школы художников, - взял себе в эпохе все, кроме того, что успел взять Грибоедов и до чего не договорился Пушкин. Несмотря на гений Пушкина, передовые его герои, как герои его века, уже бледнеют и уходят в прошлое. Гениальные создания его, продолжая служить образцами и источниками искусству, - сами становятся историей. Мы изучили "Онегина", его время и его среду, взвесили, определили значение этого типа, но не находим уже живых следов этой личности в современном веке, хотя создание этого типа останется неизгладимым в литературе. Даже позднейшие герои века, например лермонтовский Печорин, представляя, как и Онегин, свою эпоху, каменеют, однако в неподвижности, как статуи на могилах. Не говорим о явившихся позднее их более или менее ярких типах, которые при жизни авторов успели сойти в могилу, оставив по себе некоторые права на литературную память. Называли бессмертною комедию "Недоросль" Фонвизина, и основательно, - ее живая, горячая пора продолжалась около полувека: это громадно для произведения слова. Но теперь нет ни одного намека в "Недоросле" на живую жизнь, и комедия, отслужив свою службу, обратилась в исторический памятник. "Горе от ума" появилось раньше Онегина, Печорина, пережило их,...
    5. Александр Грибоедов. Его жизнь и литературная деятельность (глава 7)
    Входимость: 34. Размер: 25кб.
    Часть текста: в продолжение многих веков возвышается величественным памятником человеческого гения, своего рода маяком, ярко освещающим дела и мысли сотен поколений. Таковы Данте со своей "Божественной комедией", Сервантес со своим "Дон Кихотом Ламанчским", Дефо с "Приключениями Робинзона Крузо"; таков и Александр Сергеевич Грибоедов со своей бессмертной комедией "Горе от ума". Мы видим из фактов жизни Грибоедова, что его литературная деятельность не ограничилась созданием одной этой комедии. Он написал слишком даже много, если принять во внимание непродолжительность его жизни, в которой литературному труду он принужден был уделять очень немного времени. Но все остальное, что оставил Грибоедов после себя, оказывается неизмеримо ниже "Горя от ума", даже самым отдаленным образом не напоминает его знаменитую комедию и не выделяется нисколько из ряда заурядной посредственности. Вместе с тем очень сомнительно, удалось ли бы Грибоедову и в последующей своей жизни, если бы она продлилась долго, написать что-либо стоящее на одной высоте с "Горем от ума". По крайней мере, мы видим, что трагедия "Грузинская ночь", над которой он работал в последние годы своей жизни, представляла значительное отклонение в сторону. Несмотря на восторженный отзыв о ней Булгарина (не отличавшегося ни вкусом, ни эстетическим чутьем в оценке современных ему изящных произведений и очень часто вносившего в свои оценки личные пристрастия), можно предполагать, что "Грузинская ночь" далеко не имела бы того литературного значения, как "Горе от ума", ибо была внушена впечатлениями жизни чуждого народа, и, судя по фантастическому сюжету и сохранившимся отрывкам не Бог весть какого высокого качества, имела бы, по всей вероятности, характер отвлеченной, чистой художественности в романтическом духе. Даже если бы Грибоедову удалось преуспеть на этом не изведанном еще им поприще, даже если бы трагедия его...

    © 2000- NIV