<1812 ГОД>
<ПЛАН ДРАМЫ>
ОТДЕЛЕНИЕ 1
Красная площадь
История начала войны, взятие Смоленска, народные черты, приезд государя, обоз раненых, рассказ о битве Бородинской. М * с первого стиха до последнего на сцене. Очертание его характера.
Собор Архангельский
Трубный глас архангела; на его призыв возникают тени давно усопших исполинов - Святослава, Владимира Мономаха, Иоанна, Петра и проч., из разных стихий сложенные и с познанием всего, от начала века до днесь, как будто во всех делах после их смерти были участниками, но вместе с тем исчезла у них память о тем, что было с ними за пределами сей жизни, и где были, и откудова ныне вновь призваны к бытию. Пророчествуют о године искупления для России, если не для современников, то сии, повествуя сынам, возбудят в них огнь неугасимый, рвение к славе и свободе отечества. Хор бесплотных провожает их и живописным строем представляет их отшествие из храма; своды расступаются, герои поднимаются выспрь и исчезают.
Терем царей в Кремле
Наполеон с сподвижниками. Картина взятия Москвы. Н[аполеон] один. Высокие воспоминания. Открывает окно, лунная ночь. Видение - или нет, как случится. Размышление о юном, первообразном сем народе, об особенностях его одежды, зданий, веры, нравов. Сам себе преданный, - что бы он мог произвести?
ОТДЕЛЕНИЕ 2
Галлерея в доме Познякова
насчет будущих бедствий. Ему не верят. Хохот. Из театра несутся звуки пляски и отголоски веселых песен. Между тем зарево обнимает повременно окна галлереи; более и более устрашающий ветер. Об опустошениях огня. Улицы, пылающие дома. Ночь. Сцены зверского распутства, святотатства и всех пороков. - R* и М* в разных случаях.
Село под Москвой
Сельская картина. Является М*. Всеобщее ополчение без дворян. (Трусость служителей правительства - выставлена или нет, как случится.)
ОТДЕЛЕНИЕ 3
Зимние сцены преследования неприятеля и ужасных смертей. Истязание R* и поседелого воина. Сей юноша показывает пример, и оба умирают героями. Подвиги М*. Множество других сцен,
Вильна
Отличия, искательства; вся поэзия великих подвигов исчезает. М* в пренебрежении у военачальников. Отпускается во-свояси с отеческими наставлениями к покорности и послушанию,
Село или развалины Москвы
Прежние мерзости. М * возвращается под палку господина, который хочет ему сбрить бороду. Отчаяние ............... {Многоточие - в первопечатном тексте. - Ред.} самоубийство.
<СЦЕНА ИЗ ДРАМЫ>
<Наташа>! {*} Оставь шитье, узоры кружевные: Не выряжать тебе красы своей На светлых праздниках. Не выезжать С боярами, князьями. Было время: Ласкают и манят тебя с собой И мчат в богато-убранной карете. А ныне знать, вельможи - где они?... Тот князь, твой восприемник от купели? Его жена? Родня? Исчезли все! Их пышные хоромы опустели. Когда слыла веселою Москва, Они роились в ней. Палаты их Блистали разноцветными огнями... Теперь, когда у стен ее враги, Бессчастные рассыпалися дети, Напрасно ждет защитников; сыны, Как ласточки, вспорхнули с теплых гнезд И предали их бурям в расхищенье. Ты из житья роскошного обратно В убогий дом отцовский отдана, А мне куда с тобой?... Куда укрыться? И если б мог бежать отселе я, Нет! нет!... Не оторвался б от тебя, О матерь наша, мать России всей, Кормилица моя, моих детей! В тебе я мирно пожил, видел счастье, - В тебе и гроб найду. Мой друг, <Наташа>, {*} Гроза над нами носится, - потерпим, И с верою вдадимся той судьбе, Которую господь нам уготовил. Грустна, грустна!... О ком же плачешь ты? О прежних ли подругах и забавах? Наташа Ах, батюшка! Я плачу не о том! Теперь не та пора... (Рыдает) Петр Ан[дреевич] И те ли времена? О брате что ли? Наш Алексей... Даруй ему господь Со славой устоять на ратном поле. Мне всё твердит: он будет жив. Наташа Нет, батюшка, я плачу не об нем., (Рыдает пуще прежнего) Петр Ан[дреевич] Когда же ты о родине печальна, Рыдай, мое дитя, - и для тебя Отрадного я слова не имею. Бывало, на душе кручинно, - посох в руки, С тобою сердцу легче, всё забыто... Утешенный я приходил домой. Бывало, посетишь и ты меня, отца, Обнимешь, всё осмотришь... угол мой На полгода весельем просветится... А ныне вместе мы, и ним не легче! Москва! Москва! О, до чего я дожил!... (Растворяет окно) {* В первопечатном тексте - Надежда. - Ред.}
ПРИМЕЧАНИЯ
Печатается по тексту первой публикации в "Русском слове" 1859, No 5. К какому времени относятся эти наброски - точно не установлено. Колебания в датировке возможны между 1822 и 1828 гг. Впрочем, есть известные основания для того, чтобы приурочить этот замысел к 1824-1825 гг. (см. М. Нечкина. А. С. Грибоедов и декабристы, М., 1947, стр. 400-401).
труппы, посещавшиеся офицерами наполеоновской армии.
К стр. 319. Пятнадцать точек, поставленные первым публикатором "1812 года" (Д. А. Смирновым), безусловно заменили какой-то текст, исключенный по цензурным соображениям.