• Приглашаем посетить наш сайт
    Маяковский (mayakovskiy.lit-info.ru)
  • 1812 год

    <1812 ГОД>

    <ПЛАН ДРАМЫ>

    ОТДЕЛЕНИЕ 1

    Красная площадь

    История начала войны, взятие Смоленска, народные черты, приезд государя, обоз раненых, рассказ о битве Бородинской. М * с первого стиха до последнего на сцене. Очертание его характера.

    Собор Архангельский

    Трубный глас архангела; на его призыв возникают тени давно усопших исполинов - Святослава, Владимира Мономаха, Иоанна, Петра и проч., из разных стихий сложенные и с познанием всего, от начала века до днесь, как будто во всех делах после их смерти были участниками, но вместе с тем исчезла у них память о тем, что было с ними за пределами сей жизни, и где были, и откудова ныне вновь призваны к бытию. Пророчествуют о године искупления для России, если не для современников, то сии, повествуя сынам, возбудят в них огнь неугасимый, рвение к славе и свободе отечества. Хор бесплотных провожает их и живописным строем представляет их отшествие из храма; своды расступаются, герои поднимаются выспрь и исчезают.

    Терем царей в Кремле

    Наполеон с сподвижниками. Картина взятия Москвы. Н[аполеон] один. Высокие воспоминания. Открывает окно, лунная ночь. Видение - или нет, как случится. Размышление о юном, первообразном сем народе, об особенностях его одежды, зданий, веры, нравов. Сам себе преданный, - что бы он мог произвести?

    ОТДЕЛЕНИЕ 2

    Галлерея в доме Познякова

    насчет будущих бедствий. Ему не верят. Хохот. Из театра несутся звуки пляски и отголоски веселых песен. Между тем зарево обнимает повременно окна галлереи; более и более устрашающий ветер. Об опустошениях огня. Улицы, пылающие дома. Ночь. Сцены зверского распутства, святотатства и всех пороков. - R* и М* в разных случаях.

    Село под Москвой

    Сельская картина. Является М*. Всеобщее ополчение без дворян. (Трусость служителей правительства - выставлена или нет, как случится.)

    ОТДЕЛЕНИЕ 3

    Зимние сцены преследования неприятеля и ужасных смертей. Истязание R* и поседелого воина. Сей юноша показывает пример, и оба умирают героями. Подвиги М*. Множество других сцен,

    Вильна

    Отличия, искательства; вся поэзия великих подвигов исчезает. М* в пренебрежении у военачальников. Отпускается во-свояси с отеческими наставлениями к покорности и послушанию,

    Село или развалины Москвы

    Прежние мерзости. М * возвращается под палку господина, который хочет ему сбрить бороду. Отчаяние ............... {Многоточие - в первопечатном тексте. - Ред.} самоубийство.

    <СЦЕНА ИЗ ДРАМЫ>

                                  <Наташа>! {*}
                          Оставь шитье, узоры кружевные:
                          Не выряжать тебе красы своей
                          На светлых праздниках. Не выезжать
                          С боярами, князьями. Было время:
                          Ласкают и манят тебя с собой
                          И мчат в богато-убранной карете.
                          А ныне знать, вельможи - где они?...
                          Тот князь, твой восприемник от купели?
                          Его жена? Родня? Исчезли все!
                          Их пышные хоромы опустели.
                          Когда слыла веселою Москва,
                          Они роились в ней. Палаты их
                          Блистали разноцветными огнями...
                          Теперь, когда у стен ее враги,
                          Бессчастные рассыпалися дети,
                          Напрасно ждет защитников; сыны,
                          Как ласточки, вспорхнули с теплых гнезд
                          И предали их бурям в расхищенье.
                          Ты из житья роскошного обратно
                          В убогий дом отцовский отдана,
                          А мне куда с тобой?... Куда укрыться?
                          И если б мог бежать отселе я,
                          Нет! нет!... Не оторвался б от тебя,
                          О матерь наша, мать России всей,
                          Кормилица моя, моих детей!
                          В тебе я мирно пожил, видел счастье, -
                          В тебе и гроб найду. Мой друг, <Наташа>, {*}
                          Гроза над нами носится, - потерпим,
                          И с верою вдадимся той судьбе,
                          Которую господь нам уготовил.
                          Грустна, грустна!... О ком же плачешь ты?
                          О прежних ли подругах и забавах?
    
                                       Наташа
    
                          Ах, батюшка! Я плачу не о том!
                          Теперь не та пора...
                                      (Рыдает)
    
                                  Петр Ан[дреевич]
    
                          И те ли времена? О брате что ли?
                          Наш Алексей... Даруй ему господь
                          Со славой устоять на ратном поле.
                          Мне всё твердит: он будет жив.
    
                                       Наташа
    
                          Нет, батюшка, я плачу не об нем.,
                               (Рыдает пуще прежнего)
    
                                  Петр Ан[дреевич]
    
                          Когда же ты о родине печальна,
                          Рыдай, мое дитя, - и для тебя
                          Отрадного я слова не имею.
                          Бывало, на душе кручинно, - посох в руки,
                          С тобою сердцу легче, всё забыто...
                          Утешенный я приходил домой.
                          Бывало, посетишь и ты меня, отца,
                          Обнимешь, всё осмотришь... угол мой
                          На полгода весельем просветится...
                          А ныне вместе мы, и ним не легче!
                          Москва! Москва! О, до чего я дожил!...
                                 (Растворяет окно)
    
                          {* В первопечатном тексте - Надежда. - Ред.}
    
    

    ПРИМЕЧАНИЯ

    Печатается по тексту первой публикации в "Русском слове" 1859, No 5. К какому времени относятся эти наброски - точно не установлено. Колебания в датировке возможны между 1822 и 1828 гг. Впрочем, есть известные основания для того, чтобы приурочить этот замысел к 1824-1825 гг. (см. М. Нечкина. А. С. Грибоедов и декабристы, М., 1947, стр. 400-401).

    труппы, посещавшиеся офицерами наполеоновской армии.

    К стр. 319. Пятнадцать точек, поставленные первым публикатором "1812 года" (Д. А. Смирновым), безусловно заменили какой-то текст, исключенный по цензурным соображениям.

    Раздел сайта: